Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Св. прав. Иулиания   |   Календарь   |   Воскресная школа   |   Православный форум
Искомое.ru

Рейтинг@Mail.ru
   
   Статьи - "Патриарх Сергий и его церковно-каноническая деятельность".

5.3 После Патриарха Тихона.

На Благовещенье 1925 г. скончался Патриарх Тихон. Уже 8 лет Русская Церковь была носима по бушующему морю революционной стихии. Но долгожданный и законно избранный Патриарх был плотом и оплотом для страдающей Церкви. И вот Патриарха нет. Кто возглавит Русское Православие. Кто возьмет на себя непосильную ношу ответственности и попечения о страждущей Церкви.

34-м Апостольским Правилом и 9-м правилом Антиохийского Собора устанавливается необходимость в каждой Церкви иметь "первого епископа", дабы нес о ней попечение. Поместный Собор Русской Церкви 1917-18 годов утвердил и "Определение о порядке избрания Святейшего Патриарха" (от 31 июля/13 августа 1918г.) Этим определением устанавливался порядок, аналогичный тому, на основании которого избран был Патриарх на Соборе. То есть первым, что было необходимо для избрания Патриарха - созвать Собор. Как раз это и не представлялось возможным в силу страшных репрессий и провокаций со стороны новой власти. При освобождении Патриаршего Престола "Определением" предусматривалось незамедлительное избрание Местоблюстителя из числа присутствующих членов Синода и Высшего Церковного Совета. Основная задача Местоблюстителя - подготовить Собор для избрания Патриарха. В 1925 г. невозможным оказалось даже провести процедуру выборов Местоблюстителя Патриаршего Престола. Это обстоятельство было предусмотрено еще в ходе Поместного Собора, когда на закрытом заседании 24 января 1918 г. было принято следующее постановление: "В случае болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать несколько блюстителей патриаршего престола, которые в порядке старейшинства будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему".[1]

Патриарх Тихон выполнил рекомендацию Собора. Несколько раз, во время работы Собора, в ноябре 1923г. и 7 января 1925г. (н. стиль), писал соответствующее завещание. Последнее из них гласит:

"В случае Нашей кончины Наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову - М.Б.). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то Наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому. … Сие распоряжение заменяет таковое Наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923г."

Надо сказать, что 76 Апостольское Правило, равно как и 23 правило Антиохийского собора запрещают епископам поставлять себе преемников. Так, 23 правило Антиохийского Собора гласит:

"Епископу не позволяется, вместо себя, поставлять другого, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставлять не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшегося". 76 Апостольское Правило поясняет, что епископу не подобает ставить наследника "из угождения брату, или сыну, или иному сроднику" (4 - т.1, стр.158. т.2, стр.78).

В день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925г. совещание архиереев, съехавшихся на похороны, по рассмотрении Завещания почившего Патриарха решили признать Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра. Двое предшествующих ему в Завещании митрополитов - Кирилл (Смирнов) и Агафангел (Преображенскоий) находились в ссылке и исполнить волю Патриарха не могли. 58 архиереев поставили свои подписи под соответствующим Актом. Первым подписался митрополит Сергий Страгородский. В этот же день Митрополит Петр издал "Послание … о вступлении своем в управление Православной Русской Церковью". В нем в частности говорится: "Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняюсь велению нашего Святейшего Патриарха и, согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Петр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя". (6 - стр.417)

Итак, вступление митрополита Петра в должность Патриаршего Местоблюстителя по завещанию с одной стороны противоречило церковным правилам. С другой стороны:

  1. Патриарх Тихон составил Завещание на основании решения Поместного Собора;
  2. Местоблюститель был не преемником Патриарха, а временным первоиерархом до выборов нового Патриарха;
  3. сложившиеся условия не оставляли иной возможности сохранить правопреемство;
  4. совершенно очевидно, что Завещание было написано Патриархом совсем не в целях "угождения брату, или сыну, или сроднику";
  5. подписи почти всех находившихся тогда на воле российских архиереев под актом о назначении Патриаршего Местоблюстителя придают назначению митрополита Петра характер избрания.

Столь пристальное внимание уделено Завещанию Патриарха Тихона и Местоблюстительству митрополита Петра по той причине, что именно эти обстоятельства являются основой дальнейшей церковно-канонической деятельности митрополита Сергия.

[1] Цитата приведена по книге : Проф. С.В.Троицкий "О неправде Карловацкого раскола" Paris-XV 1960 стр.7.

   
Web mastering:
Olga Zhuravleva
Задайте вопрос священнику Обновлен: 21.01.2008