Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Храм Святой праведной Иулиании Лазаревской
Св. прав. Иулиания   |   Календарь   |   Воскресная школа   |   Православный форум
Искомое.ru

Рейтинг@Mail.ru
   
   Статьи - "Патриарх Сергий и его церковно-каноническая деятельность".

7.1 Ярославский раскол

6 февраля 1928г. Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию было направлено "Обращение группы ярославских архиереев". Суть этого Обращения в следующем:

1. Ваши права на управление Русской Церковью - не бесспорны, но мы мирились с этим в надежде на мудрое управление, которое восстановит надлежащий канонический порядок церковной жизни.

2. Но Вы не оправдали наших надежд и ведете Церковь к погибели. Мы осуждаем Вашу деятельность по следующим причинам:

а) организация "Патриаршего Синода" при Вас, вследствие осознания незаконности своего единоличного управления Церковью.

б) своей Декларацией Вы усугубляете положение Церкви, подчиняете духовное мирскому, не оставляете Церкви свободы действия.

в) Вы требуете от паствы и клира лояльности к гражданской власти. Мы принимаем это, но понимаем лояльность иначе, чем Вы.
г) Вы бесцельно и необоснованно перемещаете епископов, назначаете викариев без ведома епархиальных архиереев, запрещаете неугодных Вам епископов в священнослужении.

3. Все это и многое другое является "нарушением канонических определений Вселенских и Поместных Соборов, постановлений Всероссийского Собора 1917-1918 гг.

4. На основании этого мы заявляем:
"отныне мы отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и за Вашим Синодом право на высшее управление Церковью. Но мы остаемся верными и послушными чадами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, неизменно пребываем в иерархическом подчинении Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и через него сохраняем каноническое и молитвенное общение со всеми Восточными православными Церквями". Мы будем "управлять Ярославской церковной областью самостоятельно - в строгом согласии со Словом Божиим, общецерковными канонами, правилами и преданиями, с постановлениями Всероссийского Собора 1917-1918гг., с неотмененными распоряжениями Высшей Церковной Власти предсоборного периода, а также с распоряжениями Святейшего Патриарха Тихона, его Синода и Совета"

Обращение это подписали:
- Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский
- Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший заместитель Патриаршего Местоблюстителя.
- Митрополит Иосиф (Петровых), третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель.
- Архиепископ Варлаам (Ряшенцев), (бывший Пермский), временно управляющий Любимским викариатством.
- Смиренный Евгений (Кобранов), епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. (6 - стр.573)

В Обращении отсутствуют ссылки на Церковные Правила. Это тем более странно, что, во-первых, предъявляются обвинения первоиерарху Церкви, а, во-вторых, объявляется об отделении от него группы архиереев. Отделение от первоиерарха предусмотрено вообще только одним - 15-м правилом Двукратного Собора, а именно, его второй частью (если предстоятель церкви проповедует ересь, "осужденную святыми соборами или отцами"). Для оправдания такого отделения требуется обличить предстоятеля в такой ереси. Но ярославские архиереи не делают этого, приводя лишь эмоции. Более того, митрополит Агафангел в письме митрополиту Сергию от 7 апреля 1928г. пишет: "Мы ни одним словом (в Обращении - М.Б.) ни обмолвились, что отделяемся от Вас по разномыслию в вере, тайнодействии и молитве, а только в порядке административного управления …". Для такого рода деяния нет в Церковных правилах вообще никакого оправдания. Лишь российская реальность времен гражданской войны вынудила Патриарха Тихона допустить самостоятельное управление группы епархий, отрезанных от Центральной Церковной власти линией фронта.

Перед митрополитом Сергием, как первоиерархом Церкви, встала очередная церковно-каноническая проблема. Уже 10 февраля он пишет письмо митрополиту Агафангелу и отправляет его с митрополитом Тверским Серафимом (Александровым). Автор увещевает адресата образумиться и прекратить разделение. Здесь нет пока церковно-канонических моментов, кроме, пожалуй, одного.

"Побуждает меня умолять Вас остаться (в общении - М.Б.) и то обстоятельство, что Ваше Высокопреосвященство являетесь, в данных условиях, непосредственным преемником митрополита Петра, если бы он по каким-либо причинам оставил должность Местоблюстителя. Представьте, какое будет смущение в Церкви, если Вы тогда окажетесь среди отколовшихся, какая богатая почва для всяких самочиний" (6 - стр.577).

Следующим в череде церковно-правовых документов по поводу рассматриваемого внутрицерковного нестроения следует отметить "Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода" от 29 марта 1928г. Здесь дается общий обзор некоторых из имеющихся на этот момент церковно-канонических проблем и их инициаторов. Это:
- Бывший Глазовский епископ Виктор (Островидов) - отделился от первоиерарха.
- Епископ Гдовский Димитрий (Любимов) и заштатный епископ Копорский Сергий (Дружинин) - прервали молитвенное общение с первоиерархом.
- Митрополит Агафангел и ярославские архиереи - отделились от первоиерарха.
- Временно управляющий Воронежской епархией Алексий (Буй) и бывший викарий Велико-Устюжской епархии Иерофей (Афоник) - намерены присоединиться к Ярославскому расколу.

Далее в документе дается церковно-каноническое обоснование тех позиций, против которых выступила Ярославская группа:

1. Законность возглавления митрополитом Сергием Русской Церкви - об этом уже достаточно сказано. Упомянем лишь новые аргументы:

А) "… до 6 февраля 1928 г. подобных возражений не высказывал ни митрополит Иосиф (Петровых), ни ярославские архипастыри"

Б) "… обратите внимание и на подписи под Ярославским заявлением. Один подписывается: "Серафим, архиепископ Угличский … бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя", другой "митрополит Иосиф, 3-й из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместителей". Архиепископ Серафим восприял в свое время права от митрополита Иосифа, а Иосиф от митрополита Петра в таком порядке, как и митрополит Сергий"

2. Законность образования Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите Сергии, как Заместителе Патриаршего Местоблюстителя.

А) В соответствии с решениями Собора 1917-1918гг. "управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом". Правда, члены Синода должны избираться, но именно поэтому митрополит Сергий организовал Синод как временный орган до ближайшего Поместного Собора.

Б) в течение многих веков Константинопольские Патрирхи управляли Церковью при помощи Синода из "прилучившихся епископов", т.е. епископов, проживавших в Константинополе и прибывших туда по своим делам.

В) Синод - это малый Собор. В современных условиях только такой Собор и может быть созван.

3. О лояльности к Советской власти и о правильности именно такого устроения отношений с государством выше было сказано уже достаточно. В подтверждение этого митрополит Сергий также приводит новозаветные и последующие свидетельства. Он ссылается на Тертуллиана, Оптата Миливийского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Киприана Карфагенского. Так, например, Иоанн Златоуст пишет: "Хотя бы ты был апостол, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы кто другой - повинуйся. Подчинение властям не подрывает благочестия. Епископы подчиняются императорским распоряжениям и приговорам, хотя бы ими предписывалось лишение всего имущества или изгнание из отечества".

А) Митрополит Сергий свидетельствует также об одобрении митрополитом Петром своей Декларации.

Б) Подчеркивается, что сами отделившиеся призывают в лояльному отношению к Советской власти. Так митрополит Агафангел и прочие подписавшиеся против Декларации в своем Заявлении пишут: "Чадам Церкви и прежде всего, конечно, епископату Вы (т.е. митрополит Сергий) вменяете в обязанность лояльное отношение к гражданской власти. Мы приветствуем это требование и свидетельствуем, что мы всегда были, есть и будем лояльны и послушны гражданской власти; всегда были, есть и будем честными и добросовестными гражданами родной страны". (Все дело лишь в эмоциональных оттенках этой лояльности. Право, менее всего достойная причина для раскола - М.Б.)

4. Перемещение епископов с занимаемых кафедр на другие.

А) Перемещены исключительно те Преосвященные, которые не управляли своими епархиями, не имея на то возможности иногда в течение нескольких лет.

Б) Перемещение митрополита Иосифа с Ленинградской кафедры на Одесскую осуществлено волею того же Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, что и назначение его на Ленинградскую кафедру, причем с возведением в сан митрополита из викариев Ярославской епархии. Однако, против этого возведения и назначения он не возражает.

В) оппоненты митрополита Сергия утверждают, "что епископ должен находиться в неразрывном союзе с своей паствой" и переход на другую кафедру является духовным прелюбодеянием. Заметим, что признанный канонист Матфей Властарь в своей "Синтагме" в главе 9-й на букву "А" разделяет понятия "перемещение", "перехождение" и "вторжение". "Перемещение" определяется им по 14-му Правилу Святых Апостолов, когда епископ " оставляет свою епархию и переходит в иную", когда есть "необходимая причина, понуждающая его делать это, как могущего обитающим там помочь в благочестии. Но и это он должен избирать не сам по себе, но по суду многих епископов и по сильному убеждению" (20 - стр.34). Именно к этому Правилу и аппелирует митрополит Сергий, возражая против предъявленного ему обвинения.

5. Включение в великую и сугубую ектенью молитвы "о власти". Это вводится не в отмену, а в исполнение церковного установления. Это заповедь апостола Павла. Это практика древней Церкви периода гонений (см. выше). Это, в конце концов, указание Святейшего Патриарха Тихона.

В заключительном разделе документа действия ярославских архиереев во главе с митрополитом Агафангелом определяются как раскол. Раскольники же подлежат церковному суду и должному наказанию. В подтверждение этого приводятся 13, 14 и 15 Правила Двукратного Собора.

7.04.1928г. митрополит Агафангел пишет письмо митрополиту Сергию, в котором смягчает свою позицию и допускает возможность пересмотра решения об отделении от митрополита Сергия.

Мартом месяцем 1928г. (по старому стилю) датировано еще одно письмо митрополита Сергия к Митрополиту Агафангелу увещевательного содержания.

И вот 11.04.1928г. выходит Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по "делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вятской и Воронежской епархиях". Относительно подписавших "Ярославское воззвание" Постановлением приняты следующие меры:

- Преосвященный Ростовский Евгений (Кобранов) на основании 34 Апостольского Правила, 1 Правила Василия Великого, 14-15 правил Двукратного Собора, - увольняется от управления Ростовским викариатством на покой, предается каноническому суду православных архиереев, запрещается а служении впредь до раскаяния и решения о нем дела Собором православных епископов.

- архиепископы Серафим (Самойлович) и Варлаам (Ряшенцев) на основании 34 Апостольского Правила, 9-го Антиохийского, 1 правила Василия Великого, 14-15 правил Двукратного Собора отстраняются от управления соответствующими викариатствами, предаются суду православных архиереев, им временно запрещается священнослужение в Ярославской и Московской епархиях. От них потребовано в месячный срок подать письменное отречение от поданного ими заявления от 6 февраля 1928г. В противном случае - уволить на покой, запретить в священнослужении и предать суду православных архиепископов.

- митрополиту Агафангелу - предлагается в месячный срок дать письменный ответ, отказывается ли он от своего заявления 6 февраля 1928г. и остается ли он в каноническом послушании Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и в единении с ним. Если ответа не последует или последует ответ, что он остается в прежнем упорстве и расколе, тогда митрополита Агафангела ) на основании 34 Апостольского Правила, 6 правила 2-го Вселенского Собора , 1 правила Василия Великого, 14-15 правил Двукратного Собора - уволить от управления Ярославской епархией на покой, предать каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев.

На исходе месячного срока 10.05.1928 митрополит Агафангел и архиепископ Варлаам (Ряшенцев)[1] направили митрополиту Сергию письмо из 6 пунктов:

1. Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием

2. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем.

3. Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим.

4. Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем.

5. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем.

6. Всех обращающихся к нам епархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять их в молитвенное и каноническое общение мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляем их непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущенную религиозную совесть.

Завершение письма очень показательно: "Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, ко благу и миру церковному. Испрашиваем Ваших святительских молитв, с совершенным почтением и истинною о Христе любовию остаемся Вашего Высокопреосвященства покорные слуги" (6 - стр. 610).

Это письмо можно было бы считать "сдачей" раскольничьих позиций в ответ на канонический "ультиматум".

- Письмо написано в месячный срок, как и предписано Постановлением митрополита Сергия.

- Авторы называют это письмо "разъяснениями" своей позиции, в которой все пункты, кроме одного, говорят о примирении и о признании власти митрополита Сергия как Патриаршего Местоблюстителя.

Но вот именно пункт 5 и лишает все письмо ясности и однозначности. Если власть Заместителя признается, то необходимо исполнять и его распоряжения. А если "распоряжения Заместителя, смущающие нашу совесть … исполнять не можем", значит и власть не признается безоговорочно. Для разрешения этого недоумения митрополит Сергий командирует архиепископа Рязанского Ювеналия (Масловского) и московского протоиерея Владимира Воробьева. Беседа с митрополитом Агафангелом в присутствии архиепископа Варлаама прошла в благожелательном тоне.

В результате этой миссии 30 мая 1928г. вышло Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Синода по "делу ярославской группы" за № 110. После констатации уже известных фактов

"Постановили: 1. С сожалением отмечая, что письменное заявление митрополита Агафангела, архиепископа Варлаама и епископа Евгения от 10 мая 1928г. не обнаруживает с достаточной определенностью их сознания размеров и пагубности произведенного ими церковного соблазна; пятый же пункт заявления и совершенно отнимает всякую надежду на устранение произведенного соблазна. Учитывая, однако, с другой стороны, поспешность, с какою писалось это заявление; в особенности же имея в виду совершенно определенные устные дополнения к письменному заявлению, сделанные названными Преосвященными в беседе с членом Священного Синода преосвященным арзиепископом Рязанским и протоиереем Воробьевым - признать, что Преосвященные - митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), архиепископ бывший Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов) вышеуказанным своим письменным заявлением выразили:

А) свой полный отказ от выпущенного ими … 6 февраля 1928г. заявления об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя

Б) свое административно-каноническое подчинение Заместителю с Синодом, а посему постановления от 11 апреля 1928г. за №76 в части, касающейся Преосвященных митрополита Агафангела, архиепископа Вырлаама и епископа Евгения в исполнение не приводить".

Так завершился т.н. ярославский раскол. Длился он всего три месяца. [1] Митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге "Стояние в вере. Очерки церковной смуты" (стр. 96) к подписавшим это письмо добавляет еще епископа Евгения.

   
Web mastering:
Olga Zhuravleva
Задайте вопрос священнику Обновлен: 21.01.2008